«Рабочими лошадками» рыболовы обычно называют самые востребованные модели катушек, обладающие хорошими рабочими качествами и находящиеся в ценовом диапазоне между 2 и 5 тысячами рублей.
В этом диапазоне представлены изделия большинства известных производителей: Shimano, Daiwa, Ryobi, Wonder, Banax, Mitchell, и дорогие варианты Cardinal. А так же и китайская модель Tica, знаменитая большим количеством поставленных подшипников, о которых отдельный разговор.
Стоит учесть, что отдельные модели дороже 2000 рублей просто дорогой вариант более дешевой модели. Зачастую весь механизм в ней от более ранних моделей, а разница заключается в нескольких добавленных подшипниках. Дополнительные подшипники — это, конечно хорошо: улучшается ход, повышается чувствительность. А вот стоит ли за это платить дополнительно 300-500 рублей? Всё это можно четко проследить в продукции фирм Banax и Abu Garcia.
В целом катушки этой категории, имеют все требуемые атрибуты: быстрый стопор обратного хода, ролик лесоукладывателя с установленным подшипником, ролик оснащён системой «twist buster», уменьшающей скручивание лески. Шпули на этих катушках обязательно с хорошо отполированным твердым бортиком.
В изделиях популярных фирм устанавливают не более четырёх подшипников, максимум — шесть. Известная модель Shimano Stradic оснащена четырьмя шарикоподшипниками, плюс ролик, а в модели Daiwa Regal-Z – только четыре подшипника. Такого количества подшипников обеспечивает надежную и долговечную работу катушки. Правда, китайские катушки, имея такую же цену, могут иметь уже больше 10 подшипников. Например, модель TR-S (Silver) от фирмы Tica оснащена 14 шарикоподшипниками и одним роликом.
Конечно, приятно купить за ту же цену катушку, с большим количеством подшипников, но не стоит рассчитывать, что она будет лучше работать. Вероятней, что она будет гораздо хуже работать хуже, чем например Daiwa или Shimano. Просто, частенько, китайские производители заменяют часть подшипников обычными втулками. Причем, всё это происходит законно. Обычная втулка ведь тоже подшипник, но не качения, а скольжения.
Подшипник, хоть и важная часть катушки, но совсем не единственная деталь, влияющая на её работу. Достаточно важно, из какого материала сделана сама катушка, а прежде всего корпус. Большинство катушек в этом ценовом диапазоне имеют графитовый корпус. Катушки с металлическим или графитовым корпусом, имеют свои недостатки и достоинства. Основное достоинство графитовых катушек — относительная легкость, что очень важно при ловле на спиннинг. Более тяжелые металлические более прочные и долговечные. Самое уязвимое место в катушке посадочное место под подшипники. Если оно выработалось механизм быстро выйдет из строя. Естественно, металлический корпус, в этом плане, значительно долговечней.
Не менее важен материал, из которого сделаны детали передаточного механизма катушки, и какая технология использовалась для её обработки. Наиболее дешевые катушки оснащены деталями из дешевого силумина, без какой либо обработки. Более дорогие, оснащены деталями прошедшими дополнительную обработку.
Большинство катушек используют червячную передачу, с использованием в её деталях стали и бронзы. Достаточно логично, что ведущее зубчатое колесо стальное, а червяк — бронзовый. Это сочетание делает ход катушки мягким, но сохраняет и высокую надежность.
Отличная обработка деталей и использование специальных пластмасс требует и хороших смазочных материалов. Если дешевые катушки допускают использование любых смазок, вплоть до солидола, более качественные, требуют использовать только фирменные смазки. Не соблюдение рекомендаций ведет к порче механизма.