Хорошие навыки в коммуникации наверняка вам помогут и в личной, и в профессиональной жизни. Несмотря на несомненную важность не только устных, но и письменных коммуникативных навыков, исследования показали, что большой процент нашего повседневного межличностного общения составляет невербальное поведение.
Как можно усовершенствовать свои невербальные навыки общения. Следующие советы для невербальной коммуникации могут помочь вам научиться понимать невербальные сигналы других людей и улучшить вашу собственную способность к эффективному общению.
1. Обращайте внимание на невербальные сигналы
Люди передают информацию многими способами; поэтому обратите внимание на зрительный контакт, позы, жесты, движения тела, и конечно тон голоса. Эти сигналы передают важную информацию, которая не была выражена словами. Обращая пристальное внимание на невысказанное поведение других людей, вы улучшите свою способность к невербальному общению.
2. Отслеживайте несоответствия поведения
Обращайте особое внимание на несоответствие слов невербальному поведению. Например, кто-то вам говорит, что он счастлив и в тоже время хмуриться и смотрит на землю. Изыскания показали, что в момент не совпадения слов и невербальных сигналов, обычно люди склонны игнорировать слова и акцентировать своё внимание на сигналах: настроение, эмоции и так далее.
3. Сконцентрируйтесь на тоне голоса
Тон голоса передаёт большой объем информации, начиная от энтузиазма и заканчивая незаинтересованностью или гневом. Замечайте, как ваш тон влияет на собеседников, то есть, как другие реагируют на него и попробуйте использовать тон голоса, для подчёркивания нужной вам мысли. Например, вам надо показать искренний интерес к чему-то, выразить свой энтузиазм, в этом случае используйте оживлённый тон голоса.
4. Используйте хороший зрительный контакт
Когда человек не смотрит собеседнику прямо в глаза, тому может показаться, что он говорит не правду или что-то скрывает. Но, в тоже время, слишком явный зрительный контакт рискует показаться вызывающим или пугающим. Зрительный контакт — важная часть коммуникации, но нужно помнить, что хороший зрительный контакт не означает пристальный взгляд в чьи-то глаза. Некоторые эксперты по коммуникациям рекомендуют зрительный контакт с интервалами, длительностью в четыре — пять секунд.
5. Задавайте вопросы
Если вы сомневаетесь в расшифровке невербальных сигналов визави, не стесняйтесь задавать вопросы. Разумно будет повторить сказанное в вашей интерпретации и попросить разъяснений. Примерно так: «вы говорите, что…».
6. Для эффективности и значимости слов используйте невербальные сигналы
Помните, что во время разговора вербальные и невербальные связи работают вместе. Для усиления своих слов добавьте языка тела. Это может быть особенно полезно при создании презентаций или при разговоре с большой группой людей.
7. Отслеживайте группы сигналов
Одиночный жест может означать что угодно или вообще ничего. Ключ к точному чтению невербального поведения — поиск подтверждающих общую точку зрения группы сигналов. Если вы излишне акцентируетесь всего на одном сигнале, можете прийти к ошибочному заключению.
8. Учитывайте общий контекст
При общении с другими, всегда рассматриваете ситуацию и общий контекст общения. В некоторых ситуациях требуется более формальное поведение, которое в другой обстановке могло бы интерпретироваться совсем по-другому. Учитывайте, подходят ли ваше невербальное поведение для данного контекста. При попытке улучшить свою собственную невербальную связь, сконцентрируйтесь на соответствии ваших сигналов уровню поведения, необходимого в требуемой ситуации.
9. Учитывайте, что сигналы можно понять неправильно
Общепринято, что крепкое рукопожатие говорит о сильной личности, а слабое рукопожатие наоборот воспринимается как отсутствие силы духа. Этот пример прекрасно иллюстрирует возможность искажения невербальных сигналов. Потому, что такое же слабое рукопожатие и у человека больного артритом. Всегда ищите группы сигналов. Общее поведение человека гораздо более красноречиво, чем один изолированный жест.
10. Практика, практика и ещё раз практика
Некоторые людей очень ловко используют невербальные коммуникации для эффективной и правильной интерпретации сигналов других людей. Про них часто говорят — они «читают людей». В действительности этому можете научиться и вы. Просто в общении с другими людьми обращайте пристальное внимание на невербальное поведение и практикуйте различные типы невербальной коммуникации. Замечая невербальное поведение и используя свои собственные навыки, вы существенно улучшите свои коммуникационные способности.